Вредина
10 апр 2020 в 05:09   2909

Я имею право вернуть товар? Или нет? Продолжение...

Совместные покупки

Предыдущая публикация на эту тема https://cloudparser.ru/blog/38 вызвала споры. Возможно, из-за разной трактовки одних и тех же понятий. Поэтому и появилось ее продолжение.

Самое главное  - в любом деле лучше держать голову холодной. И не кидаться из крайности в крайность.  Везде есть правила, а есть исключения.

Рассмотрим разные ситуации, где возможен возврат.

Брак.

Если это явный брак или повреждение при перевозке (лопнула банка, платье с пятном), а также если товар просрочен (это касается продуктов) – то есть то, что видно уже на этапе разбора – то логично, что такую вещь вы участнику не отдадите.  У нас принято, что деньги за вещь возвращаются участнику сразу. А уже потом организатор решает вопрос с поставщиком (если вещь до сдачи в ТК была испорчена) или с транспортной компанией (если повреждения по ее вине).  Причем, если груз уже в ТК пришел поврежденный, то акт о порче составляется еще до того, как вы вывезли коробки с территории транспортной компании (чтобы в дальнейшем обратиться в ТК с претензией о возмещении стоимости испорченного груза. В этом случае помогает, если груз был застрахован). Если разбитый/раздавленный товар обнаруживается на этапе разбора – то тут ЛИБО вина поставщика (плохая упаковка), ЛИБО – организатора (отказался от жесткой упаковки в целях экономии, например). В любом случае участник ни в чем не виноват и деньги ему надо вернуть.  Это то, что относится к риску организатора.  Поэтому мы возвращаем участнику всю затраченную на товар сумму (включая оргсбор).

Если брак неявный (когда речь идет о технике), то обычно поставщики дают какую-то гарантию. Чаще всего в этом случае бракованный товар отправляется поставщику, а он взамен присылает аналогичный товар или возвращает деньги.  В этом случае участнику возвращается либо аналогичная вещь, либо деньги  – но когда поставщик подтвердит факт брака и вернет деньги организатору.

Пересорт

Для начала давайте разберемся, что такое пересорт. Если вещь пришла другого размера – это явный пересорт.  Замечу, что если вещи "маломерят" или "большемерят" - это НЕ пересорт. То есть, когда на этикетке указано "46", а фактически это "42" - тут, скорее, ошибка организатора, который не уточнил фактическую размерность, или участника - который не ознакомился с размерными сетками этой марки, представленными в закупке. Ну или просто "не повезло" и вещь не для такой фигуры...

Если вещь пришла другого артикула – тут нужно смотреть по ситуации. Есть поставщики, которые артикулы меняют в каждой партии. То есть вещь фактически та же самая, а артикул другой.  Это не пересорт. И такую возможную замену артикулов у одинаковых вещей лучше оговаривать сразу в условиях закупки, чтобы не вводить участников в заблуждение.  Если в артикуле зашифрован цвет  (например, 146-01 – это черное платье, а 146-02 – это платье в горошек) – это тоже не пересорт. Но только в том случае, если в условиях закупки оговаривается, что у поставщика  расцветки ткани меняются и поэтому цвета отгружаются в ассортименте.   Если вещь пришла другого цвета – тут тоже надо смотреть по ситуации. Либо это случай «цвета в ассортименте», либо  - пересорт по ошибке поставщика (например, прислал белую мультиварку вместо черной). Если ошибка поставщика – то либо убеждаем участника, что белый цвет на кухне  смотрится гармоничнее и ему «очень повезло, что прислали такой редкий цвет».  Либо – убеждаем поставщика, что  цвет ну никак не тот.

Таким образом, пересортом всегда является другой размер, но НЕ всегда -  цвет и артикул. Если товар определен как пересорт – мы сразу возвращаем деньги участнику (за пересорт по размеру - на этапе разбора груза) и отправляем вещь в пристрой.  У нас сложилась практика возврата полной суммы (включая оргсбор) в этом случае. Сугубо мое мнение, что в случае пересорт возвращать лучше цену товара без оргсбора... Но в качестве "пилюли" отмечу, что  обычно такие вещи «с пылу с жару»  в пристрое выкупаются моментально.

Недопоставка

Самый простой пункт. Нет вещи – значит нет того, за что платил участник.  Тут, наверное, даже спорить не о чем. Деньги участнику возвращаются сразу вместе с оргсбором. А организатор потом выбивает эти деньги у поставщика (обычно, поставщики в этом случае зачитывают сумму недопоставленного товара в следующей поставке).

Просто не понравилось.

Больше всего споров  было именно с этим пунктом.  Хотя в прошлой публикации речь шла  преимущественно о возвратах по причине брака, пересорт и недопоставки.

Итак, предположим, участник заказал вещь, получил ее и.. не понравилась. Если вещь была изготовлена под заказ покупателя (такая практика у поставщиков – делать под заказ – довольно широко используется) – то возврату такая вещь не подлежит ни при каких условиях. Так же, как и товары из утвержденного Правительством перечня.

Для остальных вещей, по закону о защите прав  потребителей, возврат возможен в течение 14 дней.  Но поскольку «СП не магазин»  - ничто не мешает вам сделать 5…10 дней на возврат. Никто не говорил о том, чтобы стать "магазином на все 100%", но приближение к соблюдению закона все же лучше, чем «нельзя делать возврат вовсе».  Как я уже сказала, не надо кидаться из крайности в крайность. Серединка не зря называется «золотой».

А вот тут читайте внимательно -  и это ОЧЕНЬ важно! -  обязательно пропишите все нюансы!  Например, то, что осуществления возврата возможно  при соблюдении каких-то условий: у товара сохранен товарный вид, все этикетки и оригинальная упаковка;  товар не имеет никаких  следов использования.... Чтобы все было правильно, четко пропишите в правилах СП, как именно этот возврат можно сделать. Например,  для возврата нужно связаться с организатором и/или администратором, указав номер заказа, закупку, причину возврата и наименования возвращаемых вещей, после чего заполнить  и подписать заявление на возврат с указанием реквизитов, куда вернуть деньги, привезти в ПВЗ (или отправить по почте, если участник иногородний)  саму вещь и ждать возврата в оговоренные сроки. Например, мы возврат стоимости вещи осуществляем в течение 10 дней с момента получения товара. Стоимость пересылки и размер оргсбора в этом случае не возвращается.

Не обязательно рубить с плеча и делать возможными возвраты во всех случаях и во всех закупках. У вас же есть отдельные условия в каждой закупке? Пользуйтесь. Пропишите в правилах СП общие вещи, а в самих закупках - уже нюансы (например, в одной закупке возвраты только по браку и пересорту по размеру, в другой - возвраты невозможны).

Если обобщить… Получается, что случаев возврата не так уж много, как казалось изначально. А  если невозможность возврата прописать в закупках, где, например, изначально большой риск получения "не того цвета и качества" (китайский ширпортреб) - то и того меньше.

Удачи!